Последний автор: Dmitriy_Minchenko
|
|
|
|
|
Автор
|
Тема: 50 лет Супоневу (Просмотрено 1340 раз)
|
|
|
Crow 2008
|
Кем был Сергей Супонев для последнего поколения советских геймеров и почему записи его программ важно пересматривать производителям, как это раньше называли, «развлекательной видеопродукции для юного зрителя».
Телепрограмму с участием Сергея Супонева я впервые увидел в 1989 или 1990 году, точнее уже не вспомнить. Это был «Марафон-15» — передача для подростков, построенная по принципу игры в пятнашки: в каждом выпуске — пятнадцать сюжетов на разные темы, от авиамоделизма и карате до межнациональных конфликтов и фигуры академика Сахарова. Сейчас в интернете популярны списки иноязычных понятий, для которых в русском языке не придумано специальных слов, — вроде немецкого «вальдайнзамкайт» (одиночество в лесу) или японского «накама» (близкий друг, почти член семьи). Наверняка в каком-то языке есть отдельное слово для обозначения ситуации, когда человека видишь впервые, но тебе при этом кажется, что вы дружите давным-давно. Сергей вызывал именно это ощущение: через пять минут эфира он воспринимался как хороший знакомый, к концу передачи — почти как старший брат, самый что ни на есть накама. Соведущие Жора Галустян и Леся Башева несколько блекли на фоне супоневского дружелюбия и открытости; видно было, кто в этой троице заводила. «Поколение 76-82» до сих пор вспоминает американский выпуск «Марафона»: Сергей вел репортаж из детского лагеря, показывал полки магазина с невиданными тогда в СССР куклами Барби и раскладными роботами (почти так же корреспонденты «СИ» в середине нулевых документировали токийскую Акихабару), карабкался со страховкой на какие-то деревья, седлал мопед Yamaha и повторял на легкомоторной Cessna роковой полет Саманты Смит — у него была неистребимая тяга ко всевозможному, как это назовут чуть позже, экстриму.
Живьем мы пересеклись только один раз, в 1994 году, на записи программы «Dendy: новая реальность», где финалисты конкурса журнала «Видео-Асс» получали призы. На ютьюбе есть запись — веселый Супонев поздравляет и пытается разговорить двух зажатых ребят; у меня дурацкая стрижка, красный свитер и слово-паразит «значит». Программу записывали в студии Sorec Video где-то поблизости от Белорусского вокзала, подготовка и съемки заняли максимум полчаса, взять автограф я не сообразил. За кадром Супонев курил, но в остальном не отличался от себя экранного — был «самым светлым, энергетичным, остроумным и добрым», как потом про него скажет Константин Эрнст. Вообще, о Сергее все — семья, коллеги, герои его программ — отзываются примерно одинаково: «большой ребенок», «недоиграл в детстве», «очень музыкальный», «чувствовал детей как никто другой». Вряд ли кто-то недоговаривает что-либо существенное: Супонев действительно был очень светлым, легким человеком, другие с детьми обычно не ладят, дети сразу чувствуют фальшь.
В передаче «Dendy» Сергей честно отрабатывал рекламный бюджет компании-импортера игровых приставок, однако там происходила и более важная штука. Впервые на российском ТВ (а телевидение на тот момент оставалось всесильным медиа, аббревиатуру «www» почти никто не знал) видеоигры были легитимизированы как способ досуга, не зазорный для взрослого, — а значит, приобретающий дополнительный вес в детских глазах. Компьютерные классы в школах уже сущестовали, но педагоги часто смотрели на игрушки свысока — наш, например, учитель информатики относил их к числу вирусов. Для многих моих сверстников Сергей Супонев был первым человеком заметно старше их, который не только относился к видеоиграм без пренебрежения, но даже знал, с какой стороны держать джойпад и мог без ошибок, с очень приличным английским произношением, читать названия на упаковках картриджей и дисков. Плюс феноменальная харизматика — за нее Сергея обожали все участники и зрители его программ: «Марафона-15», «Звездного часа», «Зова джунглей» (премия «ТЭФИ-1999») и даже какой-нибудь «Каникулы, каникулы». Забейте в поиск на lovehate.ru фамилию «Супонев»: одни только записи «за» и ни единой «против»; в терминологии этого сайта — «индекс любви: бесконечен».
Он больше всего ценил работу ведущего, возню с детьми — «особым биологическим видом с иммунитетом от всего плохого» — и на посту главы дирекции детских и развлекательных программ Первого канала (а кто еще мог занять эту должность) тяготился кабинетной работой, пытаясь глушить депрессию экстремальным спортом. Раз тридцать, по словам близких, был на волосок от смерти — переворачивался на яхте, проваливался в катакомбы, чудом избегал автоаварий. Придумал название телепроекта «Последний герой». Как-то вдруг располнел, сильно из-за этого переживал. В декабре 2001 года принял решение по работе, сказав сыну Кириллу — «теперь не буду сидеть за столом, буду делать настоящее хорошее телевидение». Через несколько дней погиб, не справившись с управлением снегоходом.
Памятник на могиле Сергея на Троекуровском кладбище (4-й сектор направо от главного входа, сразу напротив стены колумбария) устроен в виде телевизионного кинескопа с эпитафией отца, артиста и поэта Евгения Супонева: «Твой звездный путь на этом свете пролег с экрана в души к детям». Долгое время мне казалось, что экран там вполне уместен не гранитный, а самый обычный — транслирующий записи программ Сергея и воспоминаний людей, его знавших. Сейчас ясно, что таким памятником стал интернет. За десять лет без Супонева телевидение изрядно испортилось; будь он жив, российское детское ТВ, вероятно, не было бы таким жалким феноменом, каким оно является сегодня. В одном из интервью о Сергее его приятель Николай Фоменко сформулировал просто и точно: если бы таких людей в нашей стране была хотя бы сотня, мы были бы офигительной страной.
Агент Купер
|
|
|
|
Показать последних комментариев к сообщениям в теме
|
|