paradoxx_spb
|
Жёлтый Селезень не является порождением современности, как не является он и чадом европейской цивилизации. Жёлтый Селезень, на самом деле, - явление настолько же древнее и не менее загадочное, чем, скажем, пирамиды Египта и Южной Америки. Более того, если о пирамидах мы имеем вещественное доказательство и примерно понимаем смысл и значение этих конструкций, то вопрос о Жёлтом Селезне, возможно, навсегда останется овеяной мраком тайной.
Чем же является для человечества Жёлтый Селезень? Какую функцию он нёс и несёт в иерархии гуманистических (и не только) ценностей? Ответ на эти вопросы может дать только историко-философский анализ понятия о Жёлтом Селезне, и то он не будет однозначным. Итак.
Самым загадочным фактом из исторического контекста понятия о Жёлтом Селезне является то, что так или иначе, в том или ином качестве, но Жёлтый Селезень являлся необходимым компонентом подавляющего большинства мировоззренческих и философских систем древнего мира. Влияние Жёлтого Селезня на умы древних философов и мистиков имеет такое широкое территориальное распространение, которое, пожалуй, не получил ни одинметафизический образ того времени. Создаётся впечатление, что Жёлтый Селезень как бы пронизывал примитивное сознание наших предков, связывая между собой самые удалённые культуры. Однако нам пора углубиться в само исследование вопроса.
Первое упоминание о Жёлтом Селезне относится к III тыс. до н.э. На стене одной из древнейних царских усыпальниц изображён селезень, который как бы погружён в солнечный диск. Рядом есть и "имя" изображённого: Ибертрубис, что опытный египтолог может перевести как... "жёлтый селезень"! Ниже идёт надпись, правда, к сожалению, сильно повреждённая, дающая нам возможность окунуться в смысл изображения: "Я, Жёлтый Слезень, правитель [небесных] светил, жемчужин на [теле] Нут, повелитель подземных [миров и] их блюстителей, [земли Египетской] и прочих царств наземных, забираю [этого] никчёмного фараонишку под своё лучезарное крыло" (пер. И.В.Богословской). Эта надпись проливает свет на значение Ибертрубиса в древнеегипетской мифологии: он был верховным божеством, которому подчинялись все остальные. Однако свидетельства этого существуют лишь в этой гробнице, а сами изображения Ибертрубиса исчезают спустя несколько веков. В чём причина? Скорее всего, жрецы приняли решение об экономической нецелесообразности введения монотеизма, которое безусловно бимело бы место быть вследствие дальнейшей конгломерации функций других божеств в образе Ибертрубиса. Позднее, в середине II тыс. до н.э., Аменхотеп IV предпринял попытку возрождения старого культа, однако имя божества было утеряно, и видимо, вышеупомянутая гробница одна хранила тайну имени великого бога древности; более того, от изобразительного образа Ибертрубиса не осталось ничего, кроме солнечного диска, изначально, видимо, символизировавшего жёлтый цвет, сам же Селезень был египтянами забыт.
Образ Жёлтого Селезня во II тыс. до н.э. возникает сразу в двух очагах Средиземноморского мира. Во-первых, в Шумере: в одном из зиккуратов французская экспедиция 1995 г. обнаружила алтарь в форме следа от утиной лапки. Однако вопрос о функции этого алтаря пока остаётся открытым. Гораздо более интересны находки на острове Крит, где в то время процветала минойская цивилизация. Исследуя великолепное наследие этой великой древней цивилизации, в том числе её изобразительное искусство, учёные, искусствоведы и историки, обращаются в своём большинстве к вопросу тавромахии, оставляя в тени другой, гораздо более популярный сюжет фресок. Если тема игр с быками затрагивается лишь на работах в Кносском дворце, а сам бык, очевидно символизирует минойское государство и является его эмблемой, то изображения Жёлтого Селезня встречаются во всех дворцовых комплексах и постройках с сохранившимся фресковым материалом. Интересно следующее: на всех без исключения фресках Жёлтый Селезень обращён головой на восток. Для свободолюбивого и жизнеутверждающего минойского искусства такой формализм - нонсенс. Символизм здесь может относиться только к области метафи
ки. Ещё стоит отметить тот факт, что все эти изображения находятся на южной внутренней стене однотипных строений, что наводит на мысль о храмовом значении этих сооружений. Таким образом, мы имеем веские аргументы в пользу утверждения, что на Минойском Крите повсеместно отправлялся культ Жёлтого Селезня.
Следующий по хронологии артефакт истории, имеющий значение (и немаловажное) для нашего вопроса, относится к VI в. до н.э. и был найден на Форуме Траяна в Риме. Это небольшой камень правильной формы, несущий лапидарную надпись: "ANSER FLAVUS MUNDUM REGNIT" ("Жёлтый селезень правит миром"). Более аргументированного доказательства существования культа Жёлтого Селезня в Риме не может быть.
Далее, на рубеже веков учение о Жёлтом Селезне появляется на почве буддизма, где он является как эманация Бдгандикхангарара, чьей имперсонификацией является Вселенная. Таким образом, Жёлтый Селезень (Рантугдикхангарар) является как бы метафизической аллегорией универсальной объективной действительности в одной из трёх её конкретных кондиций, а точнее - той, в которой она находится на данный момент. То есть, Рантугдикхангарар - не что иное, как символическое осмысление заданного отрезка временно-пространственного континуума.
В XV в. победоносное движение Жёлтого Селезня сквозь время и земли дошло и до Европы. Изначально культ Жёлтого Селезня в условиях жёсткой религиозной регламентации со стороны Ватикана носил характер элитарной секты, однако вскоре произошла утечка, и простолюдины Чехии познали величие Жёлтого Селезня. Вследствие своей малообразованности они назвались гуситами (их лидер даже присвоил себе псевдоним Гус, над чем втихоря посмеивались Посвящённые), а целью их было признание гуситства (то есть поклонения Жёлтому Селезню). Но их движение разбилось о неприступную скалу ортодоксального католического христианства, и культ Жёлтого Селезня снова ушёл в элитарное подполье, сменив вывеску ввиду скомпрометированности культа, но не сменив своей сути: пару веков спустя это направление выйдет в свет в форме масонства. Но об этом ниже.
В XVI в. испанские конкистадоры завоевали Южную Америку, и их предводитель Фернандо Кортес, привёз в Иберию, помимо гор золота и камней, свои дневники. В одном из них описан причудливый культ бога Котлетстоматля у инков. Жрецы этого бога носили ярко-жёлтые одеяния и маску с длинным оранжевым носом. В их обязанности входило ежедневное восхваления божества и содержание множества южноамериканских водоплавающих птиц, которые в день, посвящённый Котлетстоматлю, окрашивались жёлтой охрой и убивались, и их мясо готовили с помидорами и разделяли между населением. Кортес также не поленился зарисовать ральефы, украшавшие храм Котлетстоматля. В том, что изображённое является селезнем, не может оставлять никаких сомнений, а о колориметрических свойствах Котлетстоматля свидетельствует описанный Кортесом культ. Таким образом, Жёлтый Селезень был известен и в столь удалённом и изолированном уголке земли, как Южная Америка.
Вернёмся к масонам. Для прикрытия дискридетированной бескультурным крестьянством мистерии Жёлтого Селезня, шотландской ложей секты (сами себя они называли селезиты) была разработана известная система таинств, и секта всплыла на поверхность. Вскоре селезизм проник в правящие круги многих европейских держав, и, говорят, даже в личной ванной Людовика XIV стояла фарфоровая статуэтка Жёлтого Селезня - символ причастности к секте. Позже, в 50-е гг. XX в. этот символ был опошлен и популяризован после развенчания прогнившей изнутри секты в виде резиновой игрушки для купания, но селезизм принёс немало интересных философских идей. Пожалуй, ярчайшей из таких работ является труд величайшего мыслителя XX в. Уолта Диснея "Утиные истории". В ней автор развивает идею синтеза канонического селезизма и традиционной христианской концепции триединства. То есть, как и в христианской доктрине, в селезизме Жёлтый Селезень представлен в трёх ипостасях - Дональд Дак, Скрудж МакДак и Чёрный Плащ - каждая из которых символизирует одну из добродетелей Жёлтого Селезня: доброту и теплоту,
ограждение людей от мирских соблазнов, борьба с мировым злом соответственно
|